9 мая – праздник простой и в то же время сложный для понимания
детей. С одной стороны простая и понятная тема борьбы добра со злом, а с другой
– очень сложно объяснить, почему была война, почему люди уничтожали друг друга.
Тема войны очень глубокая и
серьёзная, особенно для детей 5-6 лет. У этого возраста есть своя специфика:
ребенку не свойственно трагическое восприятие мира из – за ограниченный детский
опыт и присутствия недостаточной с формированности временных связей. К тому же
в век информационных технологий у современных детей понемногу стирается грань
между реальностью и игрой. Детям очень сложно понять такие сложные темы во всем
многообразии конкретной информации. Мышление в дошкольном возрасте носит ярко
выраженный конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную связь
с практической деятельностью. Детям очень трудно понять то, что не проходит
через их практическую деятельность.
Поэтому следует, уделить
особое внимание, на эмоциональное восприятие детьми темы войны - борьбы добра
со злом. Ведь им недостаточно знать, надо чувствовать. Воспринятая сердцем, вся
информация может запомниться надолго и дать неожиданные результаты.
Для того чтобы у детей
появился интерес к данной теме в детских образовательных учреждениях
осуществляется целенаправленная работа, а именно проводятся тематические
занятия, чтение художественной литературы, продуктивная, игровая,
театрализованная деятельность, совместные походы в музей. Но времени,
выделенного в детском саду для совместной деятельности с детьми на данную тему
явно недостаточно. Поэтому, данная работа предполагает активное участие
родителей не только в мероприятиях, проводимых внутри детского сада, но и
ознакомление детей с темой Великой Отечественной войны в семье.
Предлагаем
примерные формы работы по изучению данной темы родителей со своими детьми дома:
- чтение литературы, беседы и просмотр телепередач на военную
тематику;
- рассматривание иллюстраций,
семейных фотографий (бабушек, дедушек);
- словесно – дидактические
игры;
- заучивание стихотворений,
пословиц, поговорок, песен на военную тему;
- участие в выставках
совместного семейного творчества;
- посещение военных музеев,
ознакомление с памятниками, экскурсии на памятные исторические места (если
имеется такая возможность).
Особое внимание родителей
хотелось бы уделить по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями
о Великой Отечественной войне, воспитывающими историческую память и уважение,
гордость за свою Родину.
Какие же книги о войне для
детей можно посоветовать прочитать ребятам?
Разумеется, самыми интересными
для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их
ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу?
Почти все написанное для детей
о войне создано во второй половине ХХ столетия. В детской литературе для
дошкольников существует одна тема – память о Великой Отечественной войне.
Редкие авторы обращаются к событиям военных лет непосредственно. Право на это
дано не каждому, его надо заслужить. Не годятся придуманные истории о
похождениях бравых солдат, легких подвигах и быстрых победах, так увлекающие
малышей. Нужна, правда – яркая, убедительная, живая. Нужен смысл, доступный
маленькому читателю и в то же время достойный того события, о котором идет речь.
Прежде
чем, знакомить дошкольников с произведениями о войне, необходимо подготовить их
к восприятию этой сложной темы:
-дать
небольшие сведения из истории;
-рассказать маленьким
слушателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, о ценности и
неповторимости каждой человеческой жизни, о подвиге каждого человека на войне и
всего народа в целом;
- говорить с ними о
губительном характере войны, сметающей на своем пути все живое, оставляющей
после себя людское горе, выжженую землю.
И только тогда, когда у
ребенка будет сформировано хоть малейшее представление о том, что же такое
«война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории
страны.
Многие авторы детской
литературы на собственном опыте познали все тяготы войны и не раз пережившее ее
в процессе создания художественных произведений, знали то, о чем говорили
читателям. Их нельзя не услышать.
Предлагаем
вашему вниманию список художественной литературы, которую можно прочитать в
кругу семьи с детьми дошкольного возраста, а затем совместно обсудить
полученные впечатления от прочитанного :
-
С.П.Алексеев « Рассказы из истории Великой Отечественной войны». Книга
посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны. О том, как
развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей,
вставших на защиту столицы ;
- Е. Благинина « Шинель» - о
детстве лишенном радостей по чьей – то злой воле, подрпненном войной,
заставившей рано повзрослеть;
-
А.Барто «Звенигород» - о военном детстве в тылу;
-
С.М. Георгиевская « Галина мама». Эта небольшая повесть написана для
малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской
доблести
-
Ю.П.Герман «Вот как это было» . Повесть написана от имени маленького
героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в произведении
нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания.
-
В.Ю. Драгунский Арбузный переулок. (в кн. "Денискины
рассказы"). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.
-
А.М. Жариков « Смелые ребята», « Максим в отряде», « Юнбат Иванов».
-
В.А.Осеева « Андрейка». Рассказ о семилетнем Андрейке, помогающем
матери в тяжелые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего
брата.
-
К.Г. Паустовский « Стальное колечко. Сказка о девочке и волшебном
колечке, которое подарил ей боец.
-И.
Токмакова « Сосны шумят» - о том, как война долгие годы не отпускает
человека.
-
Шишов А. «Лесная девочка». Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой
девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны.
-
Ю.Яковлев « Как Сережа на войну ходил». Пронзительная сказка о
мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его
по военной дороге никто иной, как родной дедушка... погибший в неравном бою.
Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности,
бессонные ночи и бесконечная усталость.
-Л.Кассиль
"Твои защитники";
- С.Михалков "День Победы".
Конечно, это не все
произведения, которые можно прочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно
одно – говорить о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо.
Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать
растущий человек с помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если
не сейчас, то впоследствии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий