Хименко Светлана Викторовна,
воспитатель БДОУ
г. Омска
«Центр развития
ребёнка – детский сад № 302»
Занятие в старшей группе
детского сада.
Экспериментирование с воздухом
Цель: Формирование
элементарных навыков исследовательской работы.
Задачи: 1. Формировать
умение обобщать, анализировать, делать выводы.
2. Развивать умение формулировать
предположения и самостоятельно проводить простые исследования.
3. Совершенствовать диалогическую
форму речи, умение вступать в беседу, высказывать свою точку зрения,
доказывать, рассуждать.
4. Воспитывать дружеские
взаимоотношения между детьми.
Материал: Музыкальная
шкатулка, ноутбук с картинками ученых,
пакеты, ложки, трубочки, стаканы с водой, емкость с водой, пустые банки,
стаканы, маленькая игрушка, магнитофон с физминуткой, пустые пластиковые
бутылки, ракеты из бумаги, веер, таз с водой. Приготовить таблицы- выводы.
Ход занятия: Звучит
музыка из музыкальной шкатулки.
Ребята, что это, хотите
узнать? Убирайте игрушки и подходите ко мне.
- Посмотрите, что я нашла
дома. Открываю.
- Что тут находится?
Пустая она или нет?
- Воздух.
- А как вы это узнали?
Где находится воздух? Что надо сделать чтобы это узнать?
- Провести эксперимент.
- А для этого мы
отправляемся в страну знаний. Встаем прямо, заводим моторы. (Над полями, над
лесами в страну знаний летим с вами) Прилетели.
- Как вы думаете, кто в
этой стране работает?
- Ученые
- Что они делают?
- Экспериментируют,
проводят опыты
- А для чего они это
делают?
- Чтобы узнать, что то
новое.
- Где работают ученые?
- Они работают в
лаборатории.
- Посмотрите, какие
ученые работают в стране знаний(фото на ноутбуке). Повторяем правила поведения
в лаборатории.
Проходим в первую
лабораторию.
- Как вы думаете, вокруг
нас есть воздух? Как можно это узнать?
- Провести эксперимент.
- Для этого возьмем
мешочек, откроем и попробуем поймать воздух. Посмотрите, есть цвет у воздуха?
- Нет.
- Понюхаем воздух из
мешочков. Есть у воздуха запах?
- Нет. У воздуха нет
запаха.
- Посмотрите вокруг.
Можно увидеть воздух?
- Нет, он не видим.
-Мы с вами узнали, что
воздух находится вокруг нас. Значит, мы можем попробовать воздух. Берем ложкой
воздух вокруг себя, пробуем на вкус. Есть вкус у воздуха?
- Нет, у воздуха нет
вкуса.
Берем трубочки, опускаем
в стакан с водой, выдыхаем. Что у вас появилось в стакане?
- Пузырьки - это воздух.
- Откуда он появился?
- Из человека, в виде
пузырьков.
Вешаем на доску карточки
с выводами, повторяя их.
Проходим во вторую
лабораторию На столе емкость с водой, пустые банки, стаканы.
- Как вы думает, в банках
и стаканах есть воздух? Что будет если их опустить в воду?
Кладем на воду маленькую игрушку(сундук),
накрываем перевернутой банкой.
- Где оказался сундук?
Правильно, он ушел на дно. А есть вода в банке?
- В банке нет воды,
потому что там воздух.
- Что надо сделать, чтобы
выпустить воздух?
- Надо банку наклонить.
- Что в виде пузырьков
выходит из банки?
- Это воздух
- Значит, в банке был
воздух?
Пробуем тоже самое со
стаканом. Пробуют несколько человек.
- Какой мы можем сделать
вывод?
- Что в банке есть
воздух, он не давал воде заходить в стакан.
Воздух и в банке и в
стакане, а как вы думаете, у воздуха есть форма?
- Нет.
Вешаем на доску картинку
с выводом.
Ученые устали и
отправляются на физминутку.
Третья лаборатория.
Можем ли мы почувствовать
воздух? Как мы можем его почувствовать?
- С помощью веера.
Машем на себя веером. Что
почувствовали?
- Ветер.
- Ветер – это движение
воздуха. Посмотрите, у нас есть закрытые бутылки. Как вы думаете, они пустые?
- Они полные.
- Давайте проверим,
попробуем их сжать. Сжимается бутылка?
- Нет.
- Почему мы не можем
сжать бутылку? Почему воздух не выходит?
- Нам мешает крышка.
Открываем бутылки,
сжимаем их. Бутылки стали плоскими. Дуем в бутылки, наполняем их воздухом.
Сжимаем бутылку, направляя горлышко на себя.
Что почувствовали?
- Ветер.
- Откуда он появился?
- Из бутылки.
Сегодня бутылки у нас
будут двигателем для ракеты. Раздаю бумажные ракеты, дети ставят их на бутылку,
Ударяют по бутылке с двух сторон. Ракеты взлетают.
- Какой мы можем сделать
вывод?
- Мы можем почувствовать
воздух.
Четвертая лаборатория
- Ребята, мы с вами уже
узнали, что воздух находится везде, в разных предметах. А сейчас я предлагаю
проверить, действительно ли в наших бутылках есть воздух. Опускаем по очереди бутылки
в таз с водой. Выходят пузыри из бутылки?
- Да
- А чем наполняется
бутылка?
- Водой
- Правильно. Воздух вышел
и освободил место для воды. Какой мы можем сделать вывод? Есть ли воздух в бутылке?
- Да, он выходит
пузырьками в воду.
Приглашаем всех ученых
пройти на конференцию. Садимся на стульчики.
- Про что мы сегодня с
вами узнавали? Для того, что бы больше узнать про воздух, что мы проводили?
Какие открытия мы сделали? Повторяем по карточкам. Вам понравилось быть
учеными?
А теперь пора
возвращаться в детский сад. Заводим моторы:
- Над полями, над лесами,
в детский сад летим мы с вами. Вот мы и вернулись в группу. Несите наши ракеты и ракетоносители
в шкафчики.
Очень красиво!!
ОтветитьУдалить