среда, 8 марта 2023 г.

конспектЗанятие в старшей группе детского сада. Экспериментирование с воздухом

 

Хименко Светлана Викторовна,

воспитатель БДОУ г. Омска

«Центр развития ребёнка – детский сад № 302»

 

Занятие в старшей группе детского сада.

  Экспериментирование с воздухом

Цель: Формирование элементарных навыков исследовательской работы.

Задачи: 1. Формировать умение обобщать, анализировать, делать выводы.

             2. Развивать умение формулировать предположения и самостоятельно проводить простые исследования.

             3. Совершенствовать диалогическую форму речи, умение вступать в беседу, высказывать свою точку зрения, доказывать, рассуждать.

             4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материал: Музыкальная шкатулка, ноутбук с картинками ученых,  пакеты, ложки, трубочки, стаканы с водой, емкость с водой, пустые банки, стаканы, маленькая игрушка, магнитофон с физминуткой, пустые пластиковые бутылки, ракеты из бумаги, веер, таз с водой. Приготовить таблицы- выводы.

Ход занятия: Звучит музыка из музыкальной шкатулки.

Ребята, что это, хотите узнать? Убирайте игрушки и подходите ко мне.

- Посмотрите, что я нашла дома. Открываю.

- Что тут находится? Пустая она или нет?

- Воздух.

- А как вы это узнали? Где находится воздух? Что надо сделать чтобы это узнать?

- Провести эксперимент.

- А для этого мы отправляемся в страну знаний. Встаем прямо, заводим моторы. (Над полями, над лесами в страну знаний летим с вами) Прилетели.

- Как вы думаете, кто в этой стране работает?

- Ученые

- Что они делают?

- Экспериментируют, проводят опыты

- А для чего они это делают?

- Чтобы узнать, что то новое.

- Где работают ученые?

- Они работают в лаборатории.

- Посмотрите, какие ученые работают в стране знаний(фото на ноутбуке). Повторяем правила поведения в лаборатории.

Проходим в первую лабораторию.

- Как вы думаете, вокруг нас есть воздух? Как можно это узнать?

- Провести эксперимент.

- Для этого возьмем мешочек, откроем и попробуем поймать воздух. Посмотрите, есть цвет у воздуха?

- Нет.

- Понюхаем воздух из мешочков. Есть у воздуха запах?

- Нет. У воздуха нет запаха.

- Посмотрите вокруг. Можно увидеть воздух?

- Нет, он не видим.

-Мы с вами узнали, что воздух находится вокруг нас. Значит, мы можем попробовать воздух. Берем ложкой воздух вокруг себя, пробуем на вкус. Есть вкус у воздуха?

- Нет, у воздуха нет вкуса.

Берем трубочки, опускаем в стакан с водой, выдыхаем. Что у вас появилось в стакане?

- Пузырьки - это воздух.

- Откуда он появился?

- Из человека, в виде пузырьков.

Вешаем на доску карточки с выводами, повторяя их.

Проходим во вторую лабораторию На столе емкость с водой, пустые банки, стаканы.

- Как вы думает, в банках и стаканах есть воздух? Что будет если их опустить в воду?

 Кладем на воду маленькую игрушку(сундук), накрываем перевернутой банкой.

- Где оказался сундук? Правильно, он ушел на дно. А есть вода в банке?

- В банке нет воды, потому что там воздух.

- Что надо сделать, чтобы выпустить воздух?

- Надо банку наклонить.

- Что в виде пузырьков выходит из банки?

- Это воздух

- Значит, в банке был воздух?

Пробуем тоже самое со стаканом. Пробуют несколько человек.

- Какой мы можем сделать вывод?

- Что в банке есть воздух, он не давал воде заходить в стакан.

Воздух и в банке и в стакане, а как вы думаете, у воздуха есть форма?

- Нет.

Вешаем на доску картинку с выводом.

Ученые устали и отправляются на физминутку.

Третья лаборатория.

Можем ли мы почувствовать воздух? Как мы можем его почувствовать?

- С помощью веера.

Машем на себя веером. Что почувствовали?

- Ветер.

- Ветер – это движение воздуха. Посмотрите, у нас есть закрытые бутылки. Как вы думаете, они пустые?

- Они полные.

- Давайте проверим, попробуем их сжать. Сжимается бутылка?

- Нет.

- Почему мы не можем сжать бутылку? Почему воздух не выходит?

- Нам мешает крышка.

Открываем бутылки, сжимаем их. Бутылки стали плоскими. Дуем в бутылки, наполняем их воздухом. Сжимаем бутылку, направляя горлышко на себя.

Что почувствовали?

- Ветер.

- Откуда он появился?

- Из бутылки.

Сегодня бутылки у нас будут двигателем для ракеты. Раздаю бумажные ракеты, дети ставят их на бутылку, Ударяют по бутылке с двух сторон. Ракеты взлетают.

- Какой мы можем сделать вывод?

- Мы можем почувствовать воздух.

Четвертая лаборатория

- Ребята, мы с вами уже узнали, что воздух находится везде, в разных предметах. А сейчас я предлагаю проверить, действительно ли в наших бутылках есть воздух. Опускаем по очереди бутылки в таз с водой. Выходят пузыри из бутылки?

- Да

- А чем наполняется бутылка?

- Водой

- Правильно. Воздух вышел и освободил место для воды. Какой мы можем сделать вывод? Есть ли воздух в  бутылке?

- Да, он выходит пузырьками в воду.

Приглашаем всех ученых пройти на конференцию. Садимся на стульчики.

- Про что мы сегодня с вами узнавали? Для того, что бы больше узнать про воздух, что мы проводили? Какие открытия мы сделали? Повторяем по карточкам. Вам понравилось быть учеными?

А теперь пора возвращаться в детский сад. Заводим моторы:

- Над полями, над лесами, в детский сад летим мы с вами. Вот мы и вернулись  в группу. Несите наши ракеты и ракетоносители в шкафчики.

 

1 комментарий: