Консультация для родителей
Знакомим
детей с книгой
Знакомство
с книгой лучше начать с рассматривания рисунков к уже знакомому детям по
инсценировкам произведению. Показывая рисунок, следует рассказать ту часть
текста, которая относится непосредственно к рисунку, поясняет его. При этом не
следует останавливаться на деталях рисунка, чтобы не разбить целостности
впечатления. Главное, чтобы ребенок испытал радость от самого видения рисунка.
Затем надо научить малыша узнавать, кто изображен на рисунке, обращая внимание
ребенка лишь на самое характерное.
Вспомогательные
приемы нужны детям потому, что их воображение еще слабо развито и нет полного
понимания речи.
Хорошо
обыгрывать и стихотворения об игрушках; дети любят слушать их. Тепло, которым
пронизаны, например, стихотворения А. Барто «Лошадка», «Мишка», «Зайка»,
передается детям, и они проявляют потом к игрушкам большее внимание, ласку,
бережнее обращаются с ними.
Следующая
задача - помочь детям, разобраться какие действия персонажей изображает
рисунок, и дать почувствовать тот эмоциональный настрой, которым он проникнут.
Надо дать
детям представление о том, что рисунок может быть радостным, например к сказке
«Репка», может быть тревожным - к сказке «Волк и семеро козлят», может быть
грустным - к сказке «Курочка ряба». Нужно помочь ребенку увидеть в рисунке то главное,
о чем говорит художник.
При
повторных рассмотрениях того же рисунка следует уже обращать внимание и на
детали, но только существенные, раскрывающие смысл произведения, и каждый раз
снова следует вспоминать о настроении, создаваемом рисунком.
Только
после такой предварительной работы можно начать рассказывание сказки с
рассматриванием одного- двух рисунков к ней. Первая сказка должна быть очень
короткой, например сказка «Репка».
Новые
произведения не следует давать очень часто. Их надо чередовать с повторными
пересказами.
Все сказки
лучше пересказывать, точно передавая тексты. Сказку «Рукавичка» первое время
можно давать в сокращении.
К сказкам
хорошо подбирать цветные иллюстрации, показывая их ребенку, следует давать
некоторые пояснения: помочь ребенку понять, что рисунок- это один из эпизодов
целой цепи событий, объяснить, что означают позы персонажей. Например,
рассматривая рисунки к сказке «Репка», сказать, что и дедушка, и бабушка, и
внучка подняли руки вверх, удивляясь тому, какая большая репка, напомнить, о
каком именно моменте сказки рассказывает рисунок, помочь ребенку заметить фон
его, общую гамму цветов рисунка. Следует рассматривать и небольшие черно-белые
рисунки к рассказам, сказкам, стихотворениям, также выделяя основное, увязывая
с содержанием произведения, с настроенностью его.
При
повторном рассказывании уже знакомых произведений, при рассматривании рисунков
к ним хорошо вызвать речевую активность ребенка: называние им животных,
подражанию их крику, совместное повторение рифм в поэтических произведениях и
т.д.
В. Сутеев
в сказке «Цыпленок и утенок» рисунками подробно поясняет все содержание ее,
достигая максимального единства текста и рисунка.
Для того
чтобы свободно пользоваться литературным материалом, взрослым надо в нем
предварительно хорошо разобраться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий